ИСТОРИЯ АЙКИДО

Айкидо можно назвать сравнительно молодым боевым искусством. Несмотря на широкое распространение данного стиля в Японии и далеко за ее пределами после второй мировой войны, до сих пор еще нет достаточно полной информации об истории Айкидо.

Издавна боевые искусства (бу дзютцу) были просто методами защиты и нападения, которые использовали для эффективной самообороны в рукопашной схватке или в схватке с применением подручных средств. В течение многих лет учителя и мастера различных методов боя, часто в условиях риска для собственной жизни, разработали и развили те направления, которые сегодня достигли уровня искусства.

Под влиянием буддийских концепций боевые искусства превратились из простого собрания приемов в философские «пути» (бу до). Области их применения выросли от простой цели убить врага до комплекса элементов поведения, связанных с повседневной жизнью. Иными словами, пути убийства заменились путями жизни.

После исчезновения класса самураев боевые «искусства» стали боевыми «путями», и им было придано более важное значение — как способам повышения моральной устойчивости, необходимой для создания полноценного общества.

 

КОРНИ АЙКИДО

Считается что современное Айкидо основано на Дайто-Рю Айки-Дзюцу. Дайторю возникло в семье императора Сэйва (период правления 858—876 гг. н. э.) и в одиннадцатом веке было в значительной степени развито одним из потомков императора, Синра Сабуро Минамото но Ёсимицу.

Благодаря серьезному изучению анатомии человека, — он неоднократно посещал поля сражений и места казни, где осматривал и вскрывал тела погибших воинов и казненных преступников, — Ёсимицу определил, какие удары, захваты, болевые замки на суставы и удержания были наиболее эффективны.

Чтобы постичь тайны айки, или гармонизированной энергии, Ёсимицу часами наблюдал за тем, как самка паука опутывает жертву своей сетью. Более того, он был талантливым музыкантом, и, аккомпанируя танцовщикам на своем сё (тип духового инструмента), он интуитивно постиг природу правильного ритма и плавного перехода от одного движения к другому.

Ёсимицу объединил все свои познания в воинском искусстве, которому его обучили члены семьи, а затем передал эту улучшенную и расширенную систему (которая стала известна под именем «Дайторю», по названию одной из его резиденций) своим сыновьям.

В дальнейшем традиция Дайторю Ёсимицу при полной секретности передавалась последующим поколениям семьи Такэда. Вплоть до девятнадцатого века — пока гений воинских искусств, Сокаку Такэда, не начал преподавать Дайторю публично — искусство оставалось совершенно не известным широкой общественности.

Сокаку считается тридцать пятым Великим Мастером традиции Дайторю, идущей от Куницугу Такэда. В дополнение к системе Дайторю, Сокаку изучал множество других воинских искусств и приобретал непосредственный опыт уличных боев по всей стране. На рубеже веков Сокаку начал преподавать систему Дайторю — которая к тому времени уже включала некоторые новые элементы, введенные им самим, — избранным группам военных офицеров, полицейских чинов и аристократов.

Сокаку базировался в отдаленном районе северной Японии, но периодически совершал вылазки в Токио и на запад Японии. В ходе своих путешествий Сокаку побеждал всех, кто бросал ему вызов. Говорят, что тридцать тысяч мастеров воинских искусств получили наставления лично у самого Сокаку.

 МОРИХЭЙ УЭСИБА - ОСНОВАТЕЛЬ АЙКИДО

Самым выдающимся учеником Сокаку Такеды был Морихэи Уэсиба. Уэсиба-Сэнсей (также известный как О’сенсей), человек редких способностей, добавил к школе Дайто основные элементы других древних боевых искусств и свои собственные приемы и по праву считается основателем современного Айкидо. 

Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот иен за каждый новый прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом школы Дайто–Рю (обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками).

Для осуществления своей задачи Уэсиба выбрал боевые искусства и начал заниматься ими с поразительным рвением и упорством. Говорят, что он изучил множество видов боевых искусств, в том числе и каратэ-до. В 13 лет Уэсиба начал заниматься дзю-дзюцу под руководством Тодзава Токасобуро, наставника школы Кито. По совету своего учителя он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках.

Не довольствуясь начальными познаниями в дзю-дзюцу, Уэсиба в поисках сильнейших мастеров обошел всю Японию, оставаясь в учениках у тех, кто смог его одолеть, познавал их тайны и снова отправлялся в путь лишь после того, как побеждал очередного учителя. Параллельно Уэсиба постигал секреты кэндо (кэн-дзюцу) и фехтования на копьях (со-дзюцу) у знаменитого мастера школы Ягю, Накаи Масакацу. В дальнейшем, при создании айкидо, умение владеть мечом и копьем обогатило комплекс приемов этого вида борьбы.

Морихэй Уэсиба был последователем Онисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряжённые физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В 1919 году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.

Создав айкидо, Уэсиба долгие годы держал его в секрете, посвятив в тайну лишь нескольких избранных. И во всеуслышание объявил о его существовании лишь в 50-х годах, посчитав, что айкидо откроет новый путь сломленному и побежденному народу, утратившему веру и идеалы, находящемуся на грани катастрофы. Уэсиба искренне верил в огромные потенциальные возможности айкидо, более того, он писал, что оно предназначено не для группы людей, не для одного народа, а для всего человечества.

Многие годы Уэсиба-Сэнсей учил и руководил школой в Вакамацу-тё в Токио. В возрасте около 80 лет он все еще сохранял свою боевую активность. Школа Уэсибы Айкидо Хонбу сейчас работает под руководством его сына Киссёмару Уэсибы, который достиг большого успеха в распространении Айкидо в Японии и за ее пределами.

 

ГОДЗО ШИОДА - ОСНОВАТЕЛЬ СТИЛЯ ЙОШИНКАН

Основатель школы Йошинкан, Годзо Шиода, родился 9 сентября 1915 года в Токио, в семье сильного и влиятельного врача. В доме его отца, жили многочисленные   ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того чтобы они не бездельничали в свободное от работы и учебы время, и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия учеников в школе Дзюдо, созданной при его доме. Поэтому ничего удивительного в том, что Годзо Шиода рано увлекся боевыми искусствами, интерес к которым сохранил на всю свою жизнь.

Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлась Йошинкан, Годзо Шиода проявлял интерес к Кендо. Однако именно желание проверить свое дзюдо привело его в школу Морихэя Уэсибы в тот момент преподававшего Дайто-рю Айки-дзюцу. Дзюдо Шиоды оказалось настолько неэффективным по сравнению техникой Айки-дзюдзюцу, что 23 мая 1932 года, потрясенный увиденным, Шиода поступил в школу, известную как Дзигоку, или дьявольская. В то время Уэсиба был на вершине своих возможностей. В течение примерно восьми лет он был прямым учеником Морихэя Уэсибы и, будучи еще молодым человеком, был посвящен в "Айкидо повседневной жизни". После окончания Университета Такусеку в апреле 1941 года Шиода был направлен в Китай для участия в военных действиях. В 1946 году, когда окончилась война, Шиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэя Уэсибы – но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Йошинкан в честь додзё своего отца. Морихэй Уэсиба, которому в то время было более 60 лет, начал превращать свое боевое искусство в способ духовного развития. Шиода же (как основатель нового движения и поэтому известный под титулом - Кантё) предпочел сохранить эффективные методы единоборства, которые изучал до войны. В последствии Школа Йошинкан всегда отличалась выносливостью, хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью техники. В результате она и по сей день остается школой подготовки, наиболее предпочитаемой армией и полицией.
На первой послевоенной демонстрации Японских воинских искусств в 1954 году, Шиода был удостоен награды за "Выдающуюся демонстрацию" после чего поддерживаемый людьми из финансовых и политических кругов основал Йошинкан додзё. Школу Айкикай на этой же демонстрации представлял Коити Тохэй.

На данный момент Йошинкан Айкидо широко известно по всему миру, и им занимаются люди многих национальностей. Каждый год токийская полиция посылает десять своих представителей, (каждый является обладателем, по меньшей мере, третьего дана в Кендо или дзюдо) на годичную стажировку в качестве "особого ученика" в головной додзё Йошинкан в Токио. Переняв Айкидо от самого Уэесибы, Годзо Шиода, среди прочих демонстрировал свое Айкидо перед кронпринцем Японии, сенатором Робертом Кеннеди и принцессой Александрой и был удостоен их высочайших похвал.

Следует отметить, что как и выдающиеся мастера Айки-дзюцу Сокаку Такэда и Сиро Сайго (известный как Сугато Сансиро, по фильму "Гений дзюдо") он был ростом около 150 см и весил около 50 кг, чего не скажешь о большинстве современных мастеров и о самом Морихэе Уэсибе, который при том же росте был на 20 кг тяжелее, что естественно сказалось на технике Йошинкан Айкидо.

Пойдя дальше, Шиода усовершенствовал систему обучения в Йошинкан Айкидо. Исключив из начального этапа обучения динамику, он разбил технику на ряд "статических" положений, в которых ставится акцент на правильное положение всех частей тела и угла атаки, при котором вы свободно, без приложения силы сможете вести и контролировать противника. Важна также и работа укэ, задача которого реально атаковать вас, так как при отсутствии атаки вы не сможете применить Айкидо.

Слово Айки можно перевести не только как "гармония Ки" - как одно из проявлений духовной энергии, но и как "встретить дух", то есть настроиться на противника, что дает возможность предчувствовать намерения противника и выгодно использовать его движение.

Главной особенностью Йошинкан Айкидо является обучение правильной стойки, без которой, вы не сможете реально выполнить ни одну технику. При отсутствии правильной стойки, вы не сможете использовать принципы Айкидо, которые Годзо Шиода сформулировал иначе, чем Уэсиба.

Пять принципов Айкидо, сформулированные Морихэем Уэсибой:

1.Айкидо-это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной, это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
2.Айкидо-это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
3.Айкидо-это принцип, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
4.Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
5.Акидо-это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Принципы Айкидо сформулированные Годзо Шиодой:

1. Сила центральной линии (сохраняйте центральную линию прямой).
2. Сфокусированная сила (сила развиваемая объединением всего тела).
3. Сила дыхания (сведение вместе восприимчивость, дыхание и ритм в сфокусированную силу).
4. Ки ("Ки" - владение равновесием).
5. Вхождение (движение тела, которое позволяет вам войти в сферу вашего укэ).
6. Поворот (охватите движение укэ своим собственным круговым движением).
7. Рассредоточение тела партнера (заставляя укэ чрезмерно расширять свою энергию, вы тем самым делаете его бессильным).
8. Тайминг (умение выбрать нужный момент для реагирования).
9. Использование энергии партнера (уловите тайминг направленной на вас энергии).
10. Контроль коленей укэ (направляйте свою энергию в слабые места).
11. Удары (момент контакта становится ударом).

Как видно из вышесказанного, Морихэй Уэсиба в конце своего пути, делал акцент на филосовско-религиозное понимание своего учения. А Годзо Шиода рассматривает именно практические принципы техники, которая в итоге приведет вас к осознанию философии Айкидо.

Для менталитета современного западного человека очень сложно понять смысл японского иероглифа "Ки", имеющего древнее происхождение, а, следовательно, и итерпретировать слово "Айкидо".

 

Годзо Шиода сказал: "Ки" в том виде, в котором оно предстает во время исполнения техник – это то, что мы получаем, когда такие компоненты, как правильная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной энергии, тайминг и другие факторы складываются вместе, и мы достигаем высшего состояния совершенного равновесия. Можно сказать, что «ки» – это владение равновесием.

Значение слова "Ки" во фразе "гармонизировать свое "ки" относится к восприимчивости по отношению к вашему партнеру и охватывает все элементы, которые вытекают из состояния вашего партнера, так что, в данном случае: сила, скорость, координация и ритм – все это части значения "ки".

Углубляясь еще больше, мы видим, что "Ки" - это одновременно и сущность вселенной и то, что ее контролирует. Достичь гармонии со вселенной означает быть в равновесии. "Айки", то есть "гармонизирование энергии", означает потерю собственного эго; это способ подчинения естественному потоку вселенной. Если вы это сделаете, то сможете без труда осознать свою собственную личность в зависимости от ситуации, которая перед вами возникает, и именно развивая эту гармонию, мы находим понимание Айкидо.